Проект "Школа Новых Возможностей"
Федеральная инновационная площадка 2023-2026

«Школа Новых возможностей в контексте наступивших перемен на основе наставничества как эффективного ресурса развития педагогического коллектива»
1.1. Состав участников ФИП
Исполнитель ФИП:
  • ЧОУ «Новая Школа Натальи Колгановой» г. Липецка

Соисполнители ФИП:
  • МБОУ экологический лицей № 66 имени Героя Советского Союза С. П. Меркулова г. Липецка
  • МБОУ Гимназия № 12
  • организации дополнительного профессионального образования.

Обязательства исполнителей ФИП:
  • разработка программы исследовательского проекта;
  • научное руководство реализацией программы исследовательского проекта;
  • консультации педагогов-участников проекта;
  • обобщение и представление результатов проекта.

Требования к соисполнителям:
  • согласование участия в проекте с учредителем;
  • мотивация к самоизменению и освоению нового педагогического инструментария;
  • обязательства по повышению квалификации педагогов-участников проекта;
  • обязательства по реализации программы проекта и трансляции инновационного педагогического опыта.

База проекта:
  • Диады наставник-наставляемый
1.2. Идея и замысел ФИП
Программа наставничества «Школа Новых возможностей», направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, учителей с большим стажем, ощущающих себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающих кризис профессионального роста, находящихся в ситуации профессионального выгорания, а так же, на разработку комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношении наставника и наставляемого в форме «Учитель-Учитель», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Главная цель проекта – создание комфортной и творческой личностно-развивающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса, которая за счет разнообразия, многофункциональности, гибкости обусловит успешное строительство «Школы Новых возможностей» и позволит увеличить творческую составляющую школьной среды; будет способствовать раскрытию потенциала личности наставника и наставляемого; самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, готовить их к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности.

Указанная цель предполагает решение ряда задач:
  • Содействовать успешной адаптации молодых и вновь принятых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности, с целью закрепления их в образовательной организации.
  • Выявлять склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов.
  • Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  • Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  • Оказывать психолого-педагогическую помощь педагогам в ситуациях кризиса профессионального роста и профессионального выгорания.
  • Оценивать результаты программы и ее эффективность.
Переход на инновационный режим развития, организация методического патроната со стороны учителей-наставников для передачи инновации «из рук в руки», позитивное влияние комфортной личностно-развивающей среды на отношение детей к учению и результативность образовательного процесса создаст мотивацию для профессионального и личностного развития педагогов и перехода их в режим саморазвития.
1.3. Методологический аппарат ФИП
Цель ФИП: создать разновозрастные, разностатусные диады наставничества; направленные на повышение профессионального мастерства молодых педагогов, обобщить передовой педагогический опыт и при этом – раскрыть потенциал каждого ребенка, чтобы в будущем Россия стала страной, объединяющей лучшие умы и увлеченных своим делом специалистов, взаимодействующих на благо Родины.

Гипотеза исследования-работа наставнических диад должна обеспечить:
  • Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  • Усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
  • Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
  • Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста и профессионального выгорания;
  • Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
  • Повышение качества образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО.
  • Создать обучающую команду педагогов, способных транслировать инновационные образовательные технологии
1.4. Основные задачи проекта на 2023–2026 гг.
1. Повышение профессионального уровня педагогов-участников проекта.
2. Создание условий для самовыражения всех участников образовательного процесса через организацию различных видов деятельности; развитие личности обучающегося, создание условий для развития и сопровождения способных и одарённых детей в целостном образовательном процессе.
3. Качественные изменения во всех компонентах образовательной среды школы: организационно-технологической, пространственно-предметной и социальной, позволяющие нарастить следующие её параметры: устойчивость, когерентность и активность.
4. Улучшение межличностных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих команд в образовательной организации.
1.5. Ожидаемые результаты в педагогической теории и практике
Ожидаемыми результатами в практике образования являются:

1. Планомерная реализация целевой модели наставничества направлена на достижение целей, намеченных в Распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
2. Повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования.
3. Создание устойчивого партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательной организации, занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных проектов, улучшение экономического и кадрового потенциалов региона.
4. Понимание и принятие педагогами-участниками проекта новых ценностей и целей образования, их готовность к самоизменению и саморазвитию.
5. Повышение профессиональной эффективности педагогов-участников проекта за счет включения их инновационную деятельность, мотивация на саморазвитие.
6. Программа повышения квалификации для стажерских пар, методический патронат, стажировка, направленные на совершенствование компетенций, позволяющих системно формировать у учащихся умение учиться.
7. Региональная обучающая команда педагогов, способных транслировать инновационную образовательную деятельность на основе наставничества.
8. Региональная инновационная методическая сеть «Школа Новых возможностей».

Ожидаемыми результатами в педагогике являются:

1. Теоретическая модель повышения качества образования в школах, мотивированных на саморазвитие.
2. Концептуальные основания индивидуализированных форм повышения квалификации для педагогов: стажерские пары, методический патронат и стажировка.
3. Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
4. Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности.
5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников образовательной организации, связанное с развитием гибких навыков метакомпетенций.
1.6. Способы отслеживания результатов
Количественные и качественные показатели результатов реализации модели повышения качества образования «Школы Новых возможностей в контексте наступивших перемен на основе наставничества как эффективного ресурса развития педагогического коллектива»
  • Результаты комплексного мониторинга метапредметных и предметных результатов образования.
  • Количественный состав и результативность участия обучающихся и педагогов в различных конкурсах и олимпиадах.
  • Показатели профессионального роста педагогов-участников проекта.
  • Результаты анкетирования и отзывы управленцев, администрации образовательных организаций, педагогов-участников проекта, родителей, учащихся.
1.7. Формы сетевой организации (творческие лаборатории кураторских пар)
Сетевой координатор:
Педагоги работают в лабораториях:

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1
«Школа развития»
Цель: разработка и апробация моделей повышения качества образования путем формирования у учащихся умения учиться с использованием приемов создания ситуации успеха и применением формирующего оценивания.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2
«Формирование общекультурной и социальной функциональной грамотности младшего школьника»
Цель: формирование способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3
«Изобразительное искусство и технология в начальной школе как источник первичных представлений об истории человечества»
Цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; воспитание, формирование пропедевтических знаний и умений познавательной деятельности на основе освоения исторического содержания младшими школьниками в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4
«ICE BREAKERS» на уроках английского языка как средство активного вовлечения учащихся в учебную деятельность»
Цель: развитие технологий и методического обеспечения комплексной программы, направленной на улучшение атмосферы, снятие напряжения на уроках и во внеурочной деятельности.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 5
«Театрализация, как средство развития личности школьника»
Цель: разработка и апробация технологий, методик, теоретического обоснования влияния театра на развитие творческого потенциала педагогов и школьников средствами театрального искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.